Сегодня своим взглядом на главные события поделился Дмитрий Арутюнов, генеральный директор туроператора «Арт-Тур».
— Прошедший год оказался очень насыщенным на события, как позитивные, так и негативные. Что, по вашему мнению, можно выделить в первую очередь?
Одно из важных событий уходящего года, это отмена виз для россиян многими странами Персидского залива. Прежде всего, это Объединенные Арабские Эмираты, которые ввели безвизовый режим для граждан России в феврале, и уже весной это привело к колоссальному скачку продаж туров в ОАЭ. Далее их примеру последовал Катар. Сейчас в сторону безвизового въезда для наших туристов постепенно идет Оман. Еще раньше отменил визы Бахрейн.
Я считаю, что все это очень хороший знак, который, с одной стороны, показывает, что нас там очень ждут, а с другой — наши туристы стали чаще туда возвращаться. Об этом говорит и значительно увеличенное число полетов. Например, Emirates отправляет в Дубайиз Москвы два самолета A380 в день, Qatar Airways ежедневно осуществляет три рейса в Москву, и до конца года будет еще один прямой рейс в Санкт-Петербург. И это не говоря о FlyDubai, которая очень активно летает в регионы России.
И я ожидаю, что в следующем году будет существенное увеличение географии российских городов, если этому будет способствовать общая экономическая ситуация.
Кроме того, на весь рынок повлияло прекращение работы"ВИМ-Авиа». До людей наконец-тостало доходить, что вопрос перевозки не менее важен, чем выбор отеля, потому что это реальный риск испортить себе весь отдых. Ведь иногда разница в цене между чартерным и регулярным перевозчиками составляет смешные 30–40 долларов, при этом у регулярного перевозчика всегда есть подменные борта.
Я не думаю, что уход с рынка «ВИМ-Авиа» и ужесточение правил чартерных полетов как-тоскажется на цене перевозки. Потому что по всему миру такое количество регулярной перевозки, и конкуренция на этом рынке так высока, что стоимость этих перелетов зачастую бывает минимальной. И если находятся чартерные перевозчики, которые готовы подвинуться по цене еще ниже, то это, как минимум, подозрительно.
Вообще, во всем мире чартеры — это уходящее явление. Даже если это лоукостеры, то все равно это регулярные рейсы. В нашей стране роль чартерной перевозки сильно преувеличена, хотя это какой-то отголосок 90-х годов и мы прекрасно можем без этого обойтись».
— Что ожидает рынок в 2018 году? Какие тренды будут определять его развитие?
Что касается ключевых трендов следующего года, то, прежде всего, стоит выделить ожидаемое открытие Египта. Пока речь идет, насколько я понимаю, только о полетах в Каир, но уже это будет заметный сдвиг, который станет позитивным для рынка.
Кроме того, в следующем году будет расти популярность стран Персидского залива. Это не только ОАЭ, но и Катар, Оман, Бахрейн. И у нас есть очень много оснований для того, чтобы наши отношения усиливались.
И третий тренд, на рынке будут всё более популярны экзотические направления – Латинская Америка, Полинезия, «нестандартная» Азия: Камбоджа. Лаос, Мьянма и пр. . У всех этих направлений есть потенциал стать весьма востребованными.
Сейчас очень активно развивается “черная” Африка. Уже сейчас мы наблюдаем в этой части света массу интересных дестинаций: Кения, Танзания и Занзибар, ЮАР. Я недавно был на выставке Luxury Travel Market в Каннах, и одним из главных спонсоров этого мероприятия был туристический офис Руанды, где, кстати, недавно открылся новый роскошный отель One&Only. Очень много отелей строится в Кении, причем свои лоджи там представляют известные международные отельные бренды. То же самое происходит и в Танзании. И уже по этим движениям туристических инвесторов можно понять, на что делаются ставки. Сюда уже растет турпоток из многих стран мира, а через некоторое время за ним подтянутся и российские туристы. Все это очень интересные направления, и туда обязательно надо ехать, пока есть уникальная нетронутая природа, при этом там интересно и безопасно.